«Оценка метапредметных результатов освоения основных и междисциплинарных программ по предметам естественно – научного цикла»

Леонтьева Ю. В.

Leontyeva Yu. V.

МАОУ СОШ №5 г. Ишима

Когда мы говорим о биологии, мы говорим о науке, которая занимается исследованием всего живого. Все живые существа, включая ареал их обитания, изучаются биологией.

Начиная от строения клеток и заканчивая сложными биологическими процессами, все это является предметом биологии.

В ходе биологических исследований применяются биологические методы:

  • Эмпирические/экспериментальные методы
  • Описательные методы
  • Сравнительные методы
  • Статистические методы
  • Моделирование
  • Исторические методы

Эмпирические методы заключаются в том, что объект опыта подвергается изменению условий его существования, а потом, учитываются полученные результаты.

Эксперименты бывают двух видов в зависимости от их места проведения: лабораторные эксперименты и полевые эксперименты. Для проведения полевых экспериментов используются естественные условия, а для проведения лабораторных экспериментов, используется специальное лабораторное оборудование.

Описательные методы основываются на наблюдение, с последующим анализом и описанием феномена. Этот метод позволяет выделить особенности биологических явлений и систем. Это один из самых древних методов.

Сравнительные методы подразумевают сравнение полученных фактов и явлений с другими фактами и явлениями. Сведения получаются путем наблюдения. В последнее время стало популярно применять мониторинг. Мониторинг это постоянное наблюдение, которое позволяет собрать данные, на основе которых будет проводиться анализ, а потом прогнозирование.

Статистические методы также известны под названием математические методы, и используются для того, чтобы обработать данные числового характера, которые были получены в ходе эксперимента. Кроме этого, данный метод применяется для того, чтобы убедиться в достоверности определенных данных.

Моделирование это метод, который в последнее время принимает большие обороты и подразумевает работать с объектами путем представления их в моделях. То, что нельзя анализировать и изучать впоследствии эксперимента, то можно узнать путем моделирования. Частично используется не только обычное моделирование, а также математическое моделирование.

Исторические методы основываются на изучение предыдущих фактов, и позволяют определить существующие закономерности. Но так как не всегда один метод оказывается достаточно эффективным, принято эти методы совмещать для получения лучших результатов.

В 6 классе дети изучают курс ботаники, т. е. знакомятся со строением растения, процессами жизнедеятельности. Во время изучения данных вопросов у детей формируется представление о биологических методах и развиваются практические навыки.

Глава 1. Клеточное строение растений. В данной главе ребенок знакомится со строением микроскопа и правилами работы с ним. Затем изучает строение растительной клетки и знакомится с тканями растений. В ходе изучения данного материала формируются следующие биологические методы: наблюдение, сравнение и описательный метод, метод моделирования.

Темы проектов:

  • Клетка структурная единица живых организмов.
  • История микроскопа.
  • Разнообразие декоративных растений города.

Модели схемы:

  • Растения в жизни человека.
  • Клетка - живая система.

Глава 2. Органы цветковых растений. В этой главе ребенок знакомится со всеми органами растения (корень, стебель, лист, цветок, семя). На данных уроках у ребенка формируем следующие биологические методы: описательный, наблюдения, сравнения и экспериментальный.

Темы проектов:

  • Условия прорастания семян.
  • Геотропизм и растение.
  • Воздушное питание растений.
  • Проводящая функция стебля.
  • Разнообразие видоизменений органов растений.

Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. На этих уроках ребенок знакомится с такими процессами как питание, дыхание и размножение. В ходе изучения этих тем идет формирование таких методов описательного, наблюдения и экспериментального.

Темы проектов:

  • А что растения тоже дышат?
  • Вегетативное размножение растений.
  • Растения кабинета биологии.

Модели:

  • Модель двойного оплодотворения.
  • Редкие растения нашей местности.

Во время изучения основных отделов царства растений ребенок учится описывать, сравнивать, формируются практические навыки по сбору гербариев и их оформлению.

И заканчивается курс ботаники изучением природных сообществ. Данная тема является базовой при изучении биологии в 9 классе.

При изучении данного курса у детей происходит формирование не только знаний, но они умеют описывать, проводить наблюдение, сравнивать и организовывать экспериментальную часть. Благодаря этому дети умеют писать и оформлять проекты (формулировать цель, выдвигать задачи, определять объект и предмет исследования, формулировать гипотезу. Знают алгоритм написания проектов), в процессе такого изучения материал лучше запоминается.

В конце учебного года ребенок должен представить итоговый проект на выбранную тему. Над которым он работает в течение всего учебного года. Темы итоговых проектов тесно взаимосвязаны с изучаемым материалом.

Темы итоговых проектов:

  • Размножение фиалок
  • Выращивание томатов.
  • Распространение семян.

Всего 45 баллов

  • Оценка 5 – от 45 баллов до 37 баллов
  • Оценка 4 – от 36 баллов до 28 баллов
  • Оценка 3 – от 27 баллов до 19 баллов
  • Оценка 2 – ниже 18 баллов
  • Методическая работа учителя биологии г. Ишим
    ✔ Оценка метапредметных результатов освоения основных и междисциплинарных программ по предметам естественно – научного цикла
    Скачать

Разделы биологии