Учебные материалы по биологии

Рабочие программы

Рабочие программы по биологии

Под технологией урока понимается построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения в ходе его определенного результата развития учащегося, его способностей.

Урок как основная форма обучения включает несколько важнейших структурных элементов.

Традиционно – это предварительная организация класса, изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний учащихся, домашнее задание, обобщение и систематизация знаний.

Каждый из элементов урока имеет конкретные целевые установки, отвечающие общей триединой цели:

  • образовательной,
  • воспитательной,
  • развивающей.

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения.

Детализация структуры урока, его основных элементов позволила определит цели и разработать алгоритм деятельности учителя и учащихся (технологическую цепочку) на конкретных этапах урока.

Эта «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:


  • 1) четкая целенаправленность урока;
  • 
2) достаточное организационное и материальное обеспечение;
  • 
3) оптимальный психологический режим;

  • 4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

  • 5) систематическая последовательность, преемственность и завершенность учебных операций.
  • 6) экономия времени на уроке;
  • 7) непрерывный контроль и самоконтроль;

  • 8) восстановление делового равновесия при его нарушении;
  • 9) закрепление и оценка знаний и умений;

  • 10) непрерывное совершенствование учебного процесса.

Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности. К общим требованиям относятся:


  • 1) многоцелевой характер;
  • 2) реализация всех дидактических задач;
  • 3) научность;

  • 4) межпредметные связи;

  • 5) проблемность;
  • 6) развитие познавательных способностей;

  • 7) активизация умственной деятельности учащихся;

  • 8) дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы на основе учета особенностей учащихся;

  • 9) комплексное использование средств обучения;

  • 10) самостоятельная работа учащихся;

  • 11) разнообразная и планомерная обратная связь.


Нетрадиционному уроку как авторскому произведению присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения.

Примером технологии развивающего урока является урок, основанный на следующих принципах:


  • обучение на высоком уровне трудности;

  • быстрый темп из учения учебного материала;
  • ведущая роль теоретических знаний;

  • осознание всеми учащимися процесса обучения.

Разделы биологии