Учебные материалы по биологии
Под технологией урока понимается построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения в ходе его определенного результата развития учащегося, его способностей.
Урок как основная форма обучения включает несколько важнейших структурных элементов.
Традиционно – это предварительная организация класса, изучение нового материала, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний учащихся, домашнее задание, обобщение и систематизация знаний.
Каждый из элементов урока имеет конкретные целевые установки, отвечающие общей триединой цели:
- образовательной,
- воспитательной,
- развивающей.
В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения.
Детализация структуры урока, его основных элементов позволила определит цели и разработать алгоритм деятельности учителя и учащихся (технологическую цепочку) на конкретных этапах урока.
Эта «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:
- 1) четкая целенаправленность урока;
- 2) достаточное организационное и материальное обеспечение;
- 3) оптимальный психологический режим;
- 4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;
- 5) систематическая последовательность, преемственность и завершенность учебных операций.
- 6) экономия времени на уроке;
- 7) непрерывный контроль и самоконтроль;
- 8) восстановление делового равновесия при его нарушении;
- 9) закрепление и оценка знаний и умений;
- 10) непрерывное совершенствование учебного процесса.
Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности. К общим требованиям относятся:
- 1) многоцелевой характер;
- 2) реализация всех дидактических задач;
- 3) научность;
- 4) межпредметные связи;
- 5) проблемность;
- 6) развитие познавательных способностей;
- 7) активизация умственной деятельности учащихся;
- 8) дифференцированный и личностно-индивидуальный подходы на основе учета особенностей учащихся;
- 9) комплексное использование средств обучения;
- 10) самостоятельная работа учащихся;
- 11) разнообразная и планомерная обратная связь.
Нетрадиционному уроку как авторскому произведению присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения.
Примером технологии развивающего урока является урок, основанный на следующих принципах:
- обучение на высоком уровне трудности;
- быстрый темп из учения учебного материала;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание всеми учащимися процесса обучения.